Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограничеными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа VIII вида»

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО

Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки.

Цели: Вырабатывать навыки правильного беглого чтения, формировать логическое мышление, умение  разгадывать загадки, расширять кругозор учащихся, познакомить с обычаями русского народа, с праздником Жаворонки.

Оборудование: Портрет В. Бианки, выставка книг, презентация праздника Жаворонки, тесто, электрическая плита, чайные принадлежности, сервированный стол.

Ход урока

  1. 1.     Оргмомент.

Приветствие гостей и учащихся. Разминка для глаз. Упражнение «Восьмерка».

  1. 2.     Сообщение темы урока.

Учитель литературы загадывает загадку.

Хочет – прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.                                

Дети отгадывают: жаворонок.

Беседа. Сегодня мы будем говорить о жаворонках, читать рассказ В. Бианки «Март».

Праздник Жаворонки начали отмечать на Руси 22 марта в городе Киеве. 22 марта – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками».  Не в честь белобоких сорок, а  в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли  мученическую казнь за веру. Память  их празднуется 22 марта.

У русского народа существовала вера, что в этот день прилетают 40 птиц, и первая из них – жаворонок. Этот день считался птичьим днем.

 

  1. 3.     Выпекание жаворонков. Учитель СБО.

- О каком празднике вы узнали? Наши с вами бабушки и  прабабушки    с большой  любовью и уважением готовились к этому  празднику. Главным атрибутом праздника является  выпекание жаворонков. 

- А давайте мы сегодня с вами попробуем возродить эту старую, добрую традицию наших предков, постараемся испечь жаворонков.

- Вот такими должны  у нас получиться  жаворонки  (Файл) Нравятся  птички?

Один из жаворонков решил с нами познакомиться  и  прилетел  на урок.

 

Ознакомление с объектом работы

Нравиться вам жаворонок? Потрогайте его.

Из чего же приготовлена  наша птичка? (теста)

Посмотрите внимательно и назовите части тела жаворонка.

 (голова, туловище, хвостик, глазки)

 

Составление плана работы.

Хотите научиться выпекать таких птиц?

Как вы думаете, с чего необходимо начать работу?(приготовить тесто)

Тесто я для вас приготовила. Что же будем делать дальше?

1.   Нарезать тесто  на одинаковые кусочки.

А поему кусочки теста должны быть одинаковыми?

Какие инструменты и приспособления для этого нужны?

(доска, нож, мука) для чего?

2. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15см

( примерно ширина 2 ваших ладошек)

3. Жгут завязать узлом, придавая одному кончику форму головы.

4. Другой кончик немного расплющить, и сделать несколько надрезов в виде хвостика.

5.Сделать глазки из изюма, изюминку разрезать на несколько частей.

 

6. Выложить жаворонков на, смазанный маслом,   противень.  

7. Противень поставить в духовку на 15  - 20 минут (прихватки)

Каким инструментом нам придется пользоваться в процессе работы?

Какие приспособления нам нужны будут на уроке?

 

8.Практическая работа

 

Чтобы приступить к практической работе, давайте вспомним

с чего начинаем работу на кухне?  (моем руки с мылом, закатываем рукава, надеваем спецодежду.) (Дежурные раздают разделочные доски, ножи, тарелочки с изюмом, противень, кисточка, масло)

-Что будем делать сначала? Как? Почему?

-Посмотрите, как легко раскатывать тесто?

-Что выполните потом?

-Что будем делать затем?

Помощь индивидуальная. Обратите внимание, кто  работает более аккуратно?  Найдите самую красивую птичку? Наши жаворонки готовы.

Ставим их в духовку.

  1. 4.     Речевая разминка.

Дети читают про себя и вслух:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

  1. 5.     Чтение рассказа В. Бианки «Март».

Учитель дает краткую справку о творчестве писателя.

Чтение рассказа «по цепочке».

  1. 6.     Работа над содержанием.

Дети объясняют смысл пословиц:

Март – парник, капельник.

Грач на горе – весна на дворе.

Из березы течет много соку – к дождливому лету.

Как ни злится март, а весною пахнет.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

  1. 7.     Разгадывание загадок. Презентация о птицах.

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту за лягушками в болото.  Аист.

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.   Грач.

В синем небе голосок, словно крохотный звонок.  Жаворонок.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины.  Ласточка.

Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.  Кукушка.

На шесте дворец, во дворце певец.   Скворец.

          Кто без нас и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?   Соловей.

  1. 8.     Проверка д/з. Чтение стихотворения В. Жуковского «Жаворонок».

 

 9. Учитель СБО.   Посмотрите, наши жаворонки готовы. Как вы думаете, что же дальше будем делать с жаворонками?

А в старину, выбирали самую красивую птичку садили, в заранее приготовленное гнездо,  и уносили в курятник. Для того чтобы куры не болели и хорошо неслись.

 

10. Учитель чтения. Часть птичек насаживали на палочки и выносили в поле,

тем самым привлекая птиц, и закликая весну.     Наша с вами разминка это и есть весенняя закличка.

 ( выходят во двор, ставят  палочки, кричат закличку)

 

     11.  А остальными птичками угощали всех, кто приходил в гости.

Такое угощение очень нравилось детям. Пришло время и нам угостить наших гостей. Просим всех к столу.

 

12. Итог урока  Кому понравились наши жаворонки? Кто запомнил процесс выпекания жаворонков?

А кто хочет  дома испечь таких жаворонков, мы дарим  вот такую памятку.

И я думаю, если следующей весной, каждый из нас в праздник «Жаворонки» испечет 40 птичек. То весна обязательно придет быстрее, будет яркой, теплой, солнечной, а   из далеких стран дружно вернутся все перелетные птицы.

наши контакты

МБС(К)ОШ VIII вида

Адрес: 618540, Пермская область, г.Соликамск, ул.20-летия Победы, 138.


Телефон: 8 (34253) 7-58-87

E-mail: korrshool@yandex.ru

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz