Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограничеными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа VIII вида» |
|
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Цели: Вырабатывать навыки правильного беглого чтения, формировать логическое мышление, умение разгадывать загадки, расширять кругозор учащихся, познакомить с обычаями русского народа, с праздником Жаворонки. Оборудование: Портрет В. Бианки, выставка книг, презентация праздника Жаворонки, тесто, электрическая плита, чайные принадлежности, сервированный стол. Ход урока
Приветствие гостей и учащихся. Разминка для глаз. Упражнение «Восьмерка».
Учитель литературы загадывает загадку. Хочет – прямо полетит, Хочет в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. Дети отгадывают: жаворонок. Беседа. Сегодня мы будем говорить о жаворонках, читать рассказ В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки начали отмечать на Руси 22 марта в городе Киеве. 22 марта – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких сорок, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру. Память их празднуется 22 марта. У русского народа существовала вера, что в этот день прилетают 40 птиц, и первая из них – жаворонок. Этот день считался птичьим днем.
- О каком празднике вы узнали? Наши с вами бабушки и прабабушки с большой любовью и уважением готовились к этому празднику. Главным атрибутом праздника является выпекание жаворонков. - А давайте мы сегодня с вами попробуем возродить эту старую, добрую традицию наших предков, постараемся испечь жаворонков. - Вот такими должны у нас получиться жаворонки (Файл) Нравятся птички? Один из жаворонков решил с нами познакомиться и прилетел на урок.
Ознакомление с объектом работы Нравиться вам жаворонок? Потрогайте его. Из чего же приготовлена наша птичка? (теста) Посмотрите внимательно и назовите части тела жаворонка. (голова, туловище, хвостик, глазки)
Составление плана работы. Хотите научиться выпекать таких птиц? Как вы думаете, с чего необходимо начать работу?(приготовить тесто) Тесто я для вас приготовила. Что же будем делать дальше? 1. Нарезать тесто на одинаковые кусочки. А поему кусочки теста должны быть одинаковыми? Какие инструменты и приспособления для этого нужны? (доска, нож, мука) для чего? 2. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15см ( примерно ширина 2 ваших ладошек) 3. Жгут завязать узлом, придавая одному кончику форму головы. 4. Другой кончик немного расплющить, и сделать несколько надрезов в виде хвостика. 5.Сделать глазки из изюма, изюминку разрезать на несколько частей.
6. Выложить жаворонков на, смазанный маслом, противень. 7. Противень поставить в духовку на 15 - 20 минут (прихватки) Каким инструментом нам придется пользоваться в процессе работы? Какие приспособления нам нужны будут на уроке?
8.Практическая работа
Чтобы приступить к практической работе, давайте вспомним с чего начинаем работу на кухне? (моем руки с мылом, закатываем рукава, надеваем спецодежду.) (Дежурные раздают разделочные доски, ножи, тарелочки с изюмом, противень, кисточка, масло) -Что будем делать сначала? Как? Почему? -Посмотрите, как легко раскатывать тесто? -Что выполните потом? -Что будем делать затем? Помощь индивидуальная. Обратите внимание, кто работает более аккуратно? Найдите самую красивую птичку? Наши жаворонки готовы. Ставим их в духовку.
Дети читают про себя и вслух: Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!
Учитель дает краткую справку о творчестве писателя. Чтение рассказа «по цепочке».
Дети объясняют смысл пословиц: Март – парник, капельник. Грач на горе – весна на дворе. Из березы течет много соку – к дождливому лету. Как ни злится март, а весною пахнет. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту за лягушками в болото. Аист. Летом за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. Грач. В синем небе голосок, словно крохотный звонок. Жаворонок. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном из травы и глины. Ласточка. Кто эта птица? Никогда не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Кукушка. На шесте дворец, во дворце певец. Скворец. Кто без нас и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? Соловей.
9. Учитель СБО. Посмотрите, наши жаворонки готовы. Как вы думаете, что же дальше будем делать с жаворонками? А в старину, выбирали самую красивую птичку садили, в заранее приготовленное гнездо, и уносили в курятник. Для того чтобы куры не болели и хорошо неслись.
10. Учитель чтения. Часть птичек насаживали на палочки и выносили в поле, тем самым привлекая птиц, и закликая весну. Наша с вами разминка это и есть весенняя закличка. ( выходят во двор, ставят палочки, кричат закличку)
11. А остальными птичками угощали всех, кто приходил в гости. Такое угощение очень нравилось детям. Пришло время и нам угостить наших гостей. Просим всех к столу.
12. Итог урока Кому понравились наши жаворонки? Кто запомнил процесс выпекания жаворонков? А кто хочет дома испечь таких жаворонков, мы дарим вот такую памятку. И я думаю, если следующей весной, каждый из нас в праздник «Жаворонки» испечет 40 птичек. То весна обязательно придет быстрее, будет яркой, теплой, солнечной, а из далеких стран дружно вернутся все перелетные птицы. |
наши контактыМБС(К)ОШ VIII видаАдрес: 618540, Пермская область, г.Соликамск, ул.20-летия Победы, 138. Телефон: 8 (34253) 7-58-87 E-mail: korrshool@yandex.ru |