СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

Анжела Николаевна Шарова учитель-логопед  I категория

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограничеными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа VIII вида»

Занятие "Описательный рассказ ЕЛЬ"el.ppt

Развитие связной речи учащихся.

Хорошим примером для развития речи служат игры.

Игра «Четыре дорожки» Цель игры: тренировать учащихся в связном описании времен года.

Оборудование: -четыре сюжетные картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; -предметные картинки, соответствующие временам года; -четыре цветные полоски — белая, голубая, зеленая, желтая, соответствующие фону сюжетных картинок.

Xод игры: Логопед читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и «отправиться в путешествие». Логопед. Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка. Учащимся дается задание: пойти по своей «дорожке», быть очень внимательным, все замечать и запоминать. Учащиеся отбирают картинки, подходящие к их времени года, расставляют их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке» и опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года. Дети, не получившие «дорожек», в процессе работы дополняют и исправляют ответы товарищей.

  • Перечень картинок к первому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки.

Весна

Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки

  • Перечень картинок ко второму рассказу: небо, солнце, луг, деревья, розы, гладиолусы, маргаритки, лес, земляника, черника. Лето

Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.

  • Перечень картинок к третьему рассказу: небо, солнце, тучи, ветер, дождь, трава, деревья, кусты, астры, ноготки, георгины, грибы, клюква.

Осень

Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Де¬ревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.

  • Перечень картинок к четвертому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, сугробы, медведь, белка, заяц, волк.

Зима

Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.

Для развития коммуникативных навыков младших школьников можно применить методику скороговорения в урочной и внеурочной деятельности. Предлагаю провести конкурсы:

«Кто кого перескороговорит»

Представители команд или команды хором произносят скороговорки по очереди. По условиям игры повторять скороговорки нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше и без штрафных очков, назначаемых экспертами в том случае, если скороговорка произнесена недостаточно чисто или слишком медленно.

«Скороговорный снежный ком»

Первый игрок произносит первое слово скороговорки, второй – первое и второе, третий –первое, второе и третье и т.д. Игра происходит в быстром темпе. Её удобно использовать на начальном этапе освоения скороговорки.

«Продолжи начатое»

В игре используется мяч. Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должендоговорить конец скороговорки и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех, становится ведущим. В игре используются скороговорки, хорошо известные всем игрокам.

Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

Можно провести игру «Я тебе не верю»

Цель: закреплять навыки речи-доказательства, учить детей отгадывать загадки.

Ход игры: Класс делится на 2-3 команды, затем логопед поочередно загадывает каждой команде загадку. После того, как команда называет отгадку, соперники сообщают, что не верят правильности ответа, поэтому необходимо построить четко аргументированное доказательство. Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее ее объяснит.

Школьники с нарушением интеллекта нуждаются в большом количестве наглядности на занятиях, для них необходимы частые повторения упражнений, включающих элементы новизны. Вся работа должна сочетаться с тщательной дозировкой упражнений и речевого материала.

В результате такой работы, направленной на формирование основных компонентов устной связной речи детей с глубокой умственной отсталостью, возможна их определенная социальная адаптация к условиям окружающей жизни. Этого можно достичь, используя комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, применяя методику скороговорок и вышеперечисленные направления работы. Все это способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, развитию навыков связной устной речи.

Игры, развивающие устную речь ребёнка

Испорченный телефон.

Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шёпотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребёнок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.

Что звучало?

Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попроситеего угадать по какому предмету Вы постучали. Чтобы Ваш ребёнок сумел получше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.

* Назвать любые слова на определённую букву.

Например-любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.

* Назвать больше слов по теме.

В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.

* Назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.

Например: Россия-Ростов-рысь-рис-Роман.

* Составить цепочку слов.

Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.

Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.

Составить цепочки слов-антонимов.

Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.

Назвать все известные предметы одного и того же цвета.

Например: жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.

Угадай что я хочу сказать.

Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.

Съедобное-несъедобное.

Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет. Если названо слово, обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч второй игрок должен его поймать. Если же назван несъедобный предмет, то ловить мяч не нужно.

Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора и т.д.

наши контакты

МБС(К)ОШ VIII вида

Адрес: 618540, Пермская область, г.Соликамск, ул.20-летия Победы, 138.


Телефон: 8 (34253) 7-58-87

E-mail: korrshool@yandex.ru

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz